Компрессор ЭК-4 - электровоздушный двухцилиндровый, с горизонтальным расположением поршневой группы.
Компрессор предназначен для сжатия воздуха и подачи его в систему.
Технические данные компрессора :
1. Производительность - 300 литров в минуту (л/мин).
2. Обороты коленчатого вала - 280 об/мин (об.двиг.-1100 об/мин).
3. Цикл работы: до 10 мин, период включения - не более 50%, т.е. 5мин - работа; 5мин - отдых.
Компрессор состоитиз следующих основных узлов :
1. Корпус (картер).
3. Клапанная коробка (головка блока цилиндров).
4. Шатунно-кривошипный механизм.
5. Двухступенчатый шестерённый редуктор.
Корпус компрессора (картер), блок цилиндров и клапанная коробка отлиты из серого чугуна.
На корпусе монтируются все узлы и детали компрессора.
В корпусе есть окна для доступа к деталям и узлам компрессора. Окна закрыты крышками, с картонными прокладками (для уплотнения).
Картер сообщается с атмосферой через сапун.
Блок цилиндров крепится к картеру на шпильках, ввёрнутых в тело картера. Между картером и блоком цилиндров проложена (для уплотнения) пресс-шпановая прокладка.
При сжатии воздуха выделяется большое количество тепла, поэтому наружная поверхность блока цилиндров выполнена ребристой (для лучшего охлаждения).
В блоке цилиндров расточены и отшлифованы два канала (цилиндра), которые служат направляющими для поршней.
Клапанная коробка крепится к блоку цилиндров шпильками с гайками и разрезными пружинными шайбами (шайбами Гровера).
Для уплотнения между клапанной коробкой и блоком цилиндров проложена металлоасбестовая прокладка.
В клапанной коробке расположены 4 клапана : два всасывающих (впускных) и два нагнетательных (выпускных), эти клапаны над цилиндрами сгруппированы попарно : по одной паре (впускной клапан + выпускной клапан) на каждый из двух цилиндров.
Клапан состоит из корпуса, внутри которого находится седло (с отверстиями, расположенными по окружности), и кольцевой пластинчатый клапан, одетый на центральную шпильку. Пластина клапана прижимается к седлу конической пружиной. На корпус наворачивается заглушка.
Внутри клапанная коробка разделена перегородкой на две полости : всасывающую и нагнетательную.
Всасывающая полость через воздушный фильтр соединяется с атмосферой, а нагнетательная - через обратный клапан компрессора и т.д. - с напорным резервуаром.
Воздушный фильтр служит для очистки всасываемого воздуха.
Фильтрующим элементом служит волосяная набивка, пропитанная машинным маслом.
Шатунно-кривошипный механизм состоит из коленчатого вала, двух шатунов и двух поршней.
Коленчатый вал - двух кривошипный. Он вращается в двух подшипниках. Один подшипник установлен в расточке торцевой стенки картера, другой - в специальной крышке подшипника.
Шатуны - стальные, штампованные, двутаврового сечения, с двумя головками на концах. Одна головка шатуна разъёмная, залита баббитом (баббит - сплав олова со свинцом), и образует шатунный подшипник скольжения. Обе части разъёмной головки стянуты на шатунной шейке коленчатого вала стяжными болтами, гайки болтов зашплинтованы, к одному из болтов головки крепится разбрызгиватель. Вторая головка неразъёмная, в неё запрессована бронзовая втулка, выполняющая роль подшипника скольжения для поршневого пальца. У оснований головок шатуна имеются масляные каналы, через которые смазка проходит к шатунной шейке коленчатого вала и поршневому пальцу.
Поршень изготовлен из серого чугуна, представляет собой - цилиндрический стакан, на боковой поверхности которого проточены четыре канавки - ручья. В канавках размещены поршневые чугунные кольца. Кольца - разрезные и вследствие своей упругости плотно прилегают к стенкам цилиндра. Первые два кольца - компрессионные, служат для уплотнения между поршнем и стенками цилиндра. Третье и четвёртое - маслосъёмные, для снятия излишков масла со стенок цилиндра. (Могут быть установлены : три - компрессионных и одно - маслосъёмное.) В направляющих стенках поршня имеются два прилива с отверстиями для установки поршневого пальца, обеспечивающего шарнирное соединение поршня с шатуном. От осевого перемещения палец удерживается стальными стопорными пружинными кольцами, устанавливаемыми в выточках прилива поршня.
Двухступенчатый шестерённый редуктор передаёт вращающий момент от вала электродвигателя на коленчатый вал компрессора. Две шестерни редуктора сидят на шпонках соответственно : на валу электродвигателя и коленчатого вала компрессора, а две другие - вращаются на бронзовых втулках эксцентриковой оси. Передаточное число редуктора - 3,9 (обороты ДК - 1100 об/мин; обороты коленвала - 280 об/мин.)
Корпус компрессора соединён с корпусом электродвигателя шпильками с гайками.
Информация взята из сайта mydocx.ru
https://mydocx.ru/6-127128.html